Сценарий фольклорного развлечения «Хозяюшкины посиделки»
Сценарий фольклорного развлечения для детей средней группы
«Хозяюшкины посиделки»
Туливетрова Ольга Александровна
Цель: -совершенствовать у детей речевые, смысловые, звуковые формы народного творчества посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
- закрепить знания о жанрах и видах устного народного творчества;
- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;
- воспитывать интерес к культурному наследию.
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.
-Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под музыку входят дети .
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.
Хозяйка: ребята, у меня есть волшебный сундучок. Хотите узнать, что там?
Дети: да!
(Открываю сундучок, достаю картинку с изображением времени года «Осень»)
- Ребята, какое время года изображено? (осень). Вот мы с вами уже знаем, что в старину люди закликали каждое время года. Какие заклички осени вы знаете?
1.Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
2.Осень! Осень! - Максим
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
3.Осень, осень, на порог! - Настя
Ребятишкам всем – пирог!
(Достаю картинку с изображением зимы)
- Какое время года следует за осенью? (зима). Знаете ли вы заклички для зимы?
Приходи, Зима, - Артём
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
Падай, падай, белый снег - Дима
Радуй, радуй всюду всех
Приди зима, намети снега – Данил
Хозяйка: у меня еще есть кое – что интересное в моем сундучке (достает хлеб) – Ребята, что это такое? Как он получается? Кому нужно трудиться, чтобы у нас был хлеб на столе?
Русский народ очень трудолюбивый, поэтому и придумал много пословиц о труде.
Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
1. Какие труды … (такие и плоды);
2. Землю красит солнце … (а человека труд);
3. Красна птица перьем … (а человек уменьем);
4. На печи заседать … (хлеба не видать);
5. Труд человека кормит … (а лень портит);
6. Скучен день до вечера … (коли делать не чего).
Хозяйка: гости мои дорогие, хотите ли поиграть?
Игра «Ходит по двору петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Петуха выбрать при помощи считалочки:
Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.
Дети произносят потешку:
Тух – тух
Тух – тух – тух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей. Пойманный, становится петухом.
Хозяйка: но еще не все волшебные предметы закончились в моем сундучке.
Кое – что осталось, но это нужно отгадать:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Хозяйка: ребята, о чем эти загадки? Как одним словом можно назвать? (овощи)
Кто из вас может нам загадать загадку об овощах или фруктах?
Дети загадывают загадки:
Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста) - Кирилл
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко) - Паша
Хозяйка: Но в старину на посиделках не только отгадывали загадки, пели, плясали , но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы отвлеклись, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну – ка, девицы-рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.
Хозяйка: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор: придумать рифмованное слово:
Вед. :- Утки
Дети : В дудки!
Хозяйка: Кошки
Дети: ложки!
Хозяйка: Тараканы
Дети: барабаны!
Хозяйка: чайки
Дети: балалайки!
Хозяйка: Кукушки
Дети: колотушки!
Хозяйка: молодцы!
Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»
Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,
А вы Дуню видели?
Ребенок: Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Ребенок: Пошла Дуня в огород,
Во зеленый огород,
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и не ткан!
Ребенок: Положила в уголок,
В берестяной коробок,
Где ни взялся таракан,
Проел Дунин сарафан!
Хозяйка: ребятушки, у меня большое хозяйство во дворе живет, вот смотрите (показываю маски быка, барана, свиньи, петуха). А какую русскую народную сказку вы знаете с участием этих животных? («Зимовье зверей»). Давайте попробуем её обыграть. (Предлагаю выбрать роли, сама в роли сказочника)
Сказочник: шел бык лесом, встречается ему баран.
Бык: куда идешь, баран?
Баран: от зимы лета ищу.
Бык: пойдем вместе.
Сказочник: пошли они вместе. По дороге встречается им петух. Спрашивает бык у петуха?
Бык: куда идешь, петух?
Петух: от зимы лета ищу.
Бык: пойдем с нами.
Сказочник: стало их трое. Идут дальше, встречается им свинья. Бык спрашивает?
Бык: куда идешь, свинья?
Свинья: от зимы лета ищу.
Бык: пойдем с нами. Будет веселее.
Сказочник: идут они вчетвером. Бык говорит.
Бык: давайте избушку себе строить. Скоро зима, время холодное, можно и замерзнуть.
Свинья, баран, петух отказались быку помогать. А бык построил себе избушку и поселился в ней. Пришла зима холодная. Звери замерзли и пришли к быку проситься.
Звери: пусти нас, бык, погреться.
Бык: так уж и быть, заходите ко мне в избушку.
Сказочник: обогрелись звери в избушке и стали веселиться. Услышала лиса про это веселье. Прибежала к медведю и волку и говорит.
Лиса: ох, как хочется погреться и вкуснятинкой полакомиться. Давайте нападем на избушку.
Сказочник: медведь и волк согласились с лисой, подкрались к избушке и давай в двери ломиться. А бык, баран, свинья, петух выскочили и отогнали врагов от своей избушке, да так напугали, что те больше никогда близко не подходили к избушке. А звери стали веселиться, песни петь и танцевать. Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец»
Хозяйка: ребята, почему у врагов не получилось напасть? (Потому что звери оказались дружными и вместе их прогнали).
Хозяйка: спасибо вам, дорогие ребятишки, что заглянули ко мне в гости. Надеюсь, что вам у меня понравилось. Мы с вами закличками приветствовали зиму, называли пословицы, отгадывали загадки, играли в игры, рассказывали сказку.
Хозяйка: А кто их сочинил?
Дети: народ.
Хозяйка: Молодцы, поэтому эти произведения называются народным творчеством.
Хозяйка: Кончилось веселье-
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь! – угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.