Экологическая тропа в дошкольной организации
Методическая разработка
Экологическая тропа в дошкольной организации
Авторы: Григорьева Галина Юрьевна
и Банина Анна Павловна
ГБОУ города Москвы «Школа № 1248»
Здание дошкольных групп №7
Паспорт экологической тропы
Пояснительная записка.
Создание экологической тропы на территории СП № 7 способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
Характеристика тропы:
Вид тропы: экологическая
Местонахождение: г.Москва, ул. Кременчугсая 5, корпус 4 ,
Год закладки: 2009
Состояние тропы: удовлетворительное
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая
Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 2007 году в районе жилого массива «Фили-Давыдково». Район можно охарактеризовать как экологически чистый и быстрорастущий. Главная проблема на данный момент как района в целом, так и территории д/о в частности – низкий процент озеленения. Решение подобной проблемы кроется в создании зон озеленения, к которым и относится экологическая тропа детского сада.
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П.Гвездослав
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В СП №7 хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова (См. Приложение 3). Для повышения интереса детей педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план.
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
· Экологические беседы;
· Наблюдения;
· Элементарные опыты;
· Экскурсии;
· Целевые прогулки;
· Экологические конкурсы, викторины;
· Решение экологических ситуативных задач;
· Чтение художественной литературы;
· Обсуждение и проигрывание ситуаций;
· Трудовой десант;
· Труд в природе;
· «Красная книга природы»;
· Коллекционирование;
· Экологические досуги, развлечения, праздники;
· Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
· Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
· Взросло-детские проекты;
· Изготовление рисунков, поделок;
· Субботники по облагораживанию территории СП №7;
· Участие в конкурсах
· Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
· Фотовыставки;
· Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
8. Разработка маршрута экологической тропы.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории СП №7. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
Объекты экологической тропы:
1. Альпинарий.
Информация об объекте:
Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.
Созданный нами «альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями. Дополняет ландшафтную композицию мостик, мельница, фигурки животных и птиц.
Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).
2. Липовая аллея.
Информация об объекте:
Липовая аллея – дорожка с высаженными по обеим её сторонам липами.
Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается,
А цветок – то медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
(липа).
Летом, в жаркую погоду, в тенистой липовой аллее царит приятная прохлада.
3. Лесная опушка.
Информация об объекте:
Опушка леса представляет собой край леса шириной до 150 м. Это своеобразная переходная полоса (экотон) между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности (лугом, болотом и т.д.) На опушке леса меняется флора, фауна и состав почвы. Здесь нередко растут те деревья, которых не встретишь в чаще леса. На опушках можно видеть низкорослые деревья, кустарники, среди них такие, например, как малина, боярышник, ракитник, рябина, бузина, калина, шиповник, жимолость, можжевельник. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Светлые опушки предпочитают и некоторые грибы, например, маслёнок обыкновенный, опёнки и другие.
На территории участка МАДО создан объект «Лесная опушка» имитирующий дикую природу. Помимо высаженных кустарников, размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник.
Цель: зона для экологического познания дикой природы (знакомство с растениями, птицами, насекомыми).
4. Зеленая аптека.
Информация об объекте:
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Объекты для наблюдений:
1. Крапива
2. Шалфей
3. Подорожник
4. Валерьяна
5. Мать-и-мачеха
6. Календула
Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
5. Сельский дворик.
Информация об объекте:
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.
Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
На участке детского сада создан объект «Сельский дворик» с малыми архитектурными формами: фигуры животных (лошадка, поросята и др.),плетень, улий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию.
Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
6. Капитошка – центр воды и песка.
Информация об объекте:
На территории детского сада есть объект – центр воды и песка «Капитошка». Центр воды и песка оборудован различными фонтанчиками, песочницей, бассейнами, формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста. Именно здесь проходит ежегодный, веселый детский праздник «День Нептуна». Для детей младшего возраста созданы специальная площадка для развития двигательной активности, а также центр воды и песка.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.
Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.
7. Птичий городок.
Характеристика объекта:
На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
8. Тропа здоровья.
Характеристика объекта:
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».
Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.
«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
9. Розарий.
Характеристика объекта:
Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.
На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
10. Фитонцидный уголок.
Информация об объекте:
Фитонцидный уголок – это оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.
Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.
Фитонцидный уголок это живая «ширма» из фитонцидных растений (ель, сосна, сирень, элеутерококк, мята и др.), защищающих участок от выбросов проезжей части дороги.
Созданная нами бактерицидная среда — это отличная площадка для занятий с детьми. Они слушают здесь рассказы педагога о действии фитонцидных растений, играют в игры («Угадай по запаху» и др.)
На данном участке проводятся специальные занятия с детьми, во время которых дети более глубоко вдыхают аромат фитонцидных растений – это пение, различные виды дыхательных гимнастик, а также психогимнастика.
11. Чудо дерево.
Информация об объекте:
А у наших у ворот чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А чулки да башмаки словно яблоки!
Мама по саду пойдёт, мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки, новые калошки.
Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши, Зинке — ботинки, Нинке — чулки,
А для Мурочки такие крохотные голубые
Вязаные башмачки и с помпончиками!
Вот какое дерево, чудесное дерево!
Эй вы, ребятки, голые пятки,
Рваные сапожки, драные калошки,
Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!
Лапти созрели, валенки поспели.
Что же вы зеваете, их не обрываете?
Рвите их, убогие, рвите, босоногие,
Не придётся вам опять по морозу щеголять
Дырками-заплатками, голенькими пятками!
Цель: знакомство детей с творчеством знаменитого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского; проведение театрализованных представлений и развлечений по произведениям автора.
12. Метеостанция.
Информация об объекте:
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
· Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
· Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
· Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
· Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
13. Огородик.
Информация об объекте:
На территории детского сада есть объект – «Огородик».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке), выращиваемых в Сибири; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
14. Сиреневый палисадник.
Информация об объекте:
Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом.
Если под окном растёт,
Куст красивый, ароматный,
То наполнит весь твой дом,
Душистым запахом приятным!
(Сирень)
Сирень (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.
Создание данного объекта экологической тропы на территории МАДО носит эстетическую и познавательную направленность.
15. Рябинник.
Информация об объекте:
Рябинник – роща, заросль из деревьев рябины.
Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья ярко-красной рябины!
Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина — красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.
Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,
И сразу увидишь ты край свой родимый.
Увидишь, как машут тебе в небе синем,
Берёзы России, рябины России.
Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения детей. Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.
Цель создания данного объекта экологической тропы на территории МАДО:знакомство детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.
16. Цветочные часы.
Информация об объекте:
Цветочные часы — декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток. Для каждой местности могут быть составлены свои цветочные часы, так как время цветения, то есть открытие и закрытие цветков, в разных местностях происходят не в один и тот же час; оно либо запаздывает, либо наступает раньше. Свойство цветов распускать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени.
Например:
В 3-4 часов утра раскрывается вьюнок
В 4-5 часов утра раскрывается цикорий,
В 6-7 утра – одуванчик, полевая гвоздика, мак.
В 7-8 утра – фиалка трехцветная, бархатцы.
В 9-10 утра – мальва, мать и мачеха, календула.
В 12-13 дня – портулак.
В 14-15 дня – медуница.
В 15-17 дня – трехцветный вьюнок.
В 17-18 часов – энотера, цикорий.
В 18-19 вечера – ночная фиалка.
В 19-20 вечера – табак душистый.
В 20 часов – герань.
В 21-22 – фиалка ночная
В полдень закрывает свои цветки осот полевой, в 13-14 часов — картофель, в 14-15 часов — одуванчик, в 15-16 часов мак, в 16-17 часов — календула, в 17-18 часов — мать-и-мачеха, в 18-19 часов – лютик, в 19-20 часов — шиповник.
Целью создания объекта «Цветочные часы» на территории МАДО является расширение знаний детей о цветочных растениях, представленных на данном объекте экологической тропы, а также знакомство с таким понятием как биоритм.
17. Березовая рощица.
Информация об объекте
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).
Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.
Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.
В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).
Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.
Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).
Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.
18. Живая изгородь.
Информация об объекте:
Живая изгородь – это ряд вьющихся растений, образующий сплошную стену. На участке её можно использовать и для внутренних ограждений, например для зрительной изоляции хозяйственных построек, выделения уголка отдыха.
Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает создать на участке особый микроклимат.
Для создания живой изгороди используют многолетние культуры: дикий виноград, хмель, плющ; Самым простым видом каркаса является металлический забор. По нему можно направлять рост вертикально.
Живая изгородь — эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.