Управление системой методической работы в ДОО в аспекте введения ФГОС ДО
Управление системой методической работы в ДОО
в аспекте введения ФГОС ДО
Авторы: Матвеева Светлана Вениаминовна и Достовалова Наталья Анатольевна
(МБДОУ № 10, г. Апатиты)
Методическая работа в дошкольной образовательной организации - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогическом опыте и на анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогов и на совершенствование образовательного процесса.
Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации (в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю»).
По мнению А.И Васильевой, методическая работа в ДОО – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми, взаимодействию внутри коллектива, а также работе с родительской общественностью и повышению квалификации.
К.Ю. Белая предлагает другое определение: методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОО.
Задача старшего воспитателя ДОО заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и эффективные методы повышения педагогического мастерства. Целью методической работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.
Участниками образовательного процесса являются:
- -воспитанники;
- -педагогический коллектив;
- -родители.
Основные задачи методической работы:
- -выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы;
- -включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить частные задачи:
- Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
- Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
- Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
- Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
- Организация работы по изучению нормативных документов.
- Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
- Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
- системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
- дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
- этапность – показатели эффективности методической работы.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МБДОУ № 10 Г. АПАТИТЫ
Центром всей методической работы МБДОУ № 10 г. Апатиты является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет ДОО соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.
Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Внешняя информация методического кабинета МБДОУ № 10 г. Апатиты
Вид информации |
Содержание |
Оформление |
Нормативно-правовые документы Законодательства РФ |
|
Раздел ²Нормативно-правовые основы деятельности МБДОУ № 10². |
Организация методической работы в дошкольной организации |
Литература по управлению образовательным процессом в ДОО (функциям управления, формат работы с педагогическими кадрами). |
Раздел ²Управление методической работой в МБДОУ № 10². |
Развитие ребёнка в образовательном пространстве дошкольной организации.
|
1.Психолого-педагогическая литература и дидактический материал по видам деятельности и областям знаний ребёнка 2.Рекомендации к организации РППС в ДОО.
|
Выставки ² Новинки методической литературы² ²В помощь воспитателю (самообразованию)², ²Наш календарь², ²Готовимся к смотру-конкурсу², ²Альтернатива² (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников). Каталог, учёт выдаваемой литературы. |
Взаимодействие с семьёй и социумом.
|
Психолого-педагогическая литература по взаимодействию с семьёй, преемственности дошкольного и начального школьного образования. |
Разделы в методическом кабинете, выставки ²Мир увлечений наших выпускников². |
Информация периодических изданий.
|
Журналы ²Дошкольное воспитание², ²Ребёнок в детском саду², ²Управление дошкольным образованием², ²Музыкальный руководитель". |
Картотеки на статьи журналов и газет (по разделам).
|
Внутренняя информация методического кабинета МБДОУ № 10 г. Апатиты.
Вид информации |
Содержание |
Оформление |
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО. |
Устав ДОО, локальные акты (о педагогическом совете, творческой группе). |
Раздел ² Нормативно-правовые основы деятельности ДОО². |
Анализ деятельности ДОО. |
1.Сведения о педагогических кадрах 2.Информация о поступлении, обучении воспитанников в школах 3.Анализ результативности образовательного процесса в ДОО |
Листы кадрового обеспечения ДОО, таблица, графики повышения образовательного и квалификационного уровня педагогов, развития детей. Рубрика ²Наши успехи.² |
Планирование деятельности ДОО
|
1.Программа развития ДОО, дорожная карта внедрения ФГОС ДО 2.Годовой план 3.Планы работы специалистов на год 4.План работы старшего воспитателя 5.План работы с родителями 6.План взаимодействия ДОО и социума |
Раздел в методическом кабинете |
Организация и руководство образовательной деятельностью ДОО |
1.Сетка занятий 2.Материалы результатов организации методической работы с педагогами. 3.Передовой педагогический опыт в ДОО 4.Аттестация педагогов |
Таблицы, схемы организации образовательного процесса. Журналы протоколов педсоветов, материалы совещаний, семинаров, консультаций и др. Выставка обобщенного, изучаемого опыта ²Передовой опыт², Выставка ²Готовимся к аттестации!² |
Контроль |
1.Диагностические материалы к проведению контроля 2.Результативность контроля |
Анкеты, тетради контроля |
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА МБДОУ № 10 Г. АПАТИТЫ
В психолого-педагогической литературе методическая работа рассматривается, прежде всего, как составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации (Волобуева Л.М). Поэтому задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работы.
Руководитель, который обучает и развивает свои кадры, живет не только настоящим образовательного учреждения, он смотрит в его будущее.
Повышение квалификации имеет огромное значение для каждого педагога:
Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к воспитательно-образовательному процессу.
Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.
Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.
Развитие педагогов, повышение их квалификации тесно связано прежде всего с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями. Основными функциями старшего воспитателя в управлении процессом обучения и развития педагогических кадров являются:
- Анализ потребностей педагогов в обучении;
- Прогноз обучения и развития педагогов;
- Определение целей обучения;
- Планирование обучения педагогов;
- Определение места и сроков обучения;
- Утверждение планов, программ обучения;
- Организация работ с педагогами по самообразованию;
- Оценка результатов обучения и развития педагогов.
Модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации строится дифференцированно.
На сегодняшний день состав педагогического коллектива МБДОУ № 10 г. Апатиты - 36 человек: 24 воспитателя, 7 учителей-логопедов, 1 учитель-дефектолог; 2 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог, 1 старший воспитатель. Квалификация педагогов соответствует заявленным требованиям, все педагоги проходят курсы повышения квалификации стабильно 1 раз в 3 года на базе ИРО г. Мурманск (70%) или дистанционно (70%).
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Система взаимодействия участников образовательных отношений по созданию единого пространства развития ребенка выстраивается на следующих основаниях - принципах:
- Принцип преемственности, согласованных действий.
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
- Принцип открытости.
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОО.
- Принцип обратной связи.
Этапы и способы реализации концептуальных положений
Этапы |
Задачи |
Формы |
1 этап взаимодействия |
Задача: выявление представлений родителей о |
Презентация об успехах, приоритетных направлениях направлениях деятельности ДОО; |
|
специфике |
изучение объѐма знаний родителей; о |
|
деятельности |
тематические родительские собрания |
|
образовательной |
консультации, анкетирование; |
|
организации. |
беседы; |
|
|
разработка памяток, буклетов, и т.д. |
2 этап |
Задача: |
Совместная организация планирование |
взаимодействия: |
нормирование |
воспитательно-образовательной |
|
представления |
Деятельности с детьми в рамках |
|
родителей об |
комплексно-тематического плана |
|
особенностях |
ДОО. |
|
образовательной деятельности в образовательной организации. |
Изучение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг. Динамика участия родителей в жизнедеятельности ДОО. Родительские собрания. Анкетирование. Семинары-практикумы с учетом индивидуального развития детей. Семейные клубы. Конференции, круглые столы. Индивидуальные и подгрупповые консультации. "Родительский университет". Педагогический журнал для родителей 1 мл. группы; видеоролики (виртуальные экскурсии); видеорепортажи о жизнедеятельности учреждения. |
3 этап взаимодействия |
Поддержка новых форм взаимодействия участников образовательных отношений |
Реализация перечисленных способов взаимодействия, наличие реальных продуктов совместной деятельности (выпуски журнала, анкеты, опросы, консультации, фотоматериалы, видеоматериалы, т.д.) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая работа в дошкольной организации представляет собой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОО.
Целью методической работы в ДОО является создание оптимальных
условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Стремление старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и профессиональных качеств, способствует организации качественной методической работы в ДОО.
Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования, организации, контроля) методической службы ДОО направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОО, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.
На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры. В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют своевременности и действенности внесения корректив в организацию методической работы.
Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому кабинету ДОО, являющемуся информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и родителей.