Круги Луллия как метод развития речи
Круги Луллия как метод развития речи
Автор: Доброва Юлия Владимировна
В (14 веке н.э.) Раймондо Луллий создал приспособление, представляющее собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (в виде пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В дошкольном учреждении используют не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. В нашем детском саду круги Луллия используют не только для развития речи, но и для развития воображения, а также в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром, математике и др. Наблюдая за детьми все чаще можно увидеть, такие проблемы как: неумение согласовывать слова, малый словарный запас, рассеянная внимательность, нарушение произношения.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».
Впервые использовала в работе с детьми четвертого года жизни. Целесообразно брать только два круга разного диаметра на одном стержне с четырьмя секторами. Для детей пятого года жизни мы уже используем три круга, используем вне занятий в качестве игровых упражнений индивидуально или с подгруппами детей.
Изготовили круги из тонкой фанеры, картинки прикрепили с помощью скотча или липучек.
Технологическая цепочка проведения на примере
использования трёх кругов:
Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).
Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.
Задача: Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.
Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности, и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.
Ниже представлены игры и творческие задания, которые я использую в средней группе:
"Необычные вещи"
Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).
РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".
ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
"Новая сказка"
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.
Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок).
РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)
ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
Дети во время выполнения заданий деятельны и активны.
1. Т.А. Сидорчук, С.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля, изд.»Аркти», М, 2011