Формы работы по профилактике ПДД в ДОУ
Формы работы по профилактике ПДД в ДОУ
Автор: Мезина Татьяна Константиновна
МБДОУ "Детский сад№14" г.Донецка
Вопросы безопасности на дорогах остаются актуальными всегда, и ежегодные результаты статистики, согласно которым совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, заставляют общественность соответственно реагировать. Именно поэтому приоритетной задачей педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Ее решение требует совместного участия педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Деятельность ДОО по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает:
- организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОО;
- повышение компетентности родителей;
- использование в педагогической практике современных образовательных технологий, проектов;
- совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.
Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, на который должен опираться сегодня современный детский сад. Так, ФГОС дошкольного образования предусматривает такое направление развития и образования детей (образовательную область), как "Социально-коммуникативное развитие", которое направлено в том числе на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге в план работы с педагогами могут быть включены следующие формы:
- информационно-практические и обучающие занятия;
- анкетирование;
- тестирование;
- консультации;
- педагогические советы;
- мастер-классы;
- семинары-практикумы;
- изготовление методических игр и пособий;
- обзор литературы;
- организация выставок;
- конкурсы педагогического мастерства и др.
Среди форм работы с детьми по данному разделу можно выделить:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- целевые прогулки;
- дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная игры;
- свободная продуктивная деятельность;
- изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
- театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли);
- организация тематических выставок поделок;
- организация тематической недели, акций по правилам дорожного движения;
- музыкально-игровые досуги, праздники;
- конкурсы, викторины, турниры и др.
Для организации систематичной работы с детьми по данному разделу целесообразно составлять план работы на год по ознакомлению детей правилам дорожного движения.
С целью повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма могут использоваться следующие формы:
- анкетирование;
- консультации;
- беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- родительский всеобуч;
- родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
- сотворчество родителей и воспитателей;
- семейные проекты;
- совместные досуги;
- совместное составление фото- и видеоматериалов;
- информационные "корзины" и др.
Особое значение в работе по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление уголков ПДД в групповых комнатах, а также соответствующая разметка территории ДОУ. Популярным в последнее время становится создание автогородков на территории ДОУ. Организация деятельности подобных учебно-игровых комплексов предполагает согласование с вышестоящими органами, соответствующее материально-техническое и кадровое обеспечение, учет запросов родителей (законных представителей) воспитанников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, составление планов непосредственно образовательной и досуговой деятельности.
Литература: Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.