Конспект занятия "Прогулка с Лунтиком"
Конспект занятия "Прогулка с Лунтиком"
Автор: Самсонова Наталья Сергеевна
Современное общество нуждается в людях с высоким интеллектуальным развитием . Период детства – это время поиска и открытий. Поддержать познавательный интерес дошкольников в эти моменты жизни, удовлетворить образовательные потребности – одна из главных задач воспитателя, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. При познавательно-поисковой деятельности у детей формируются предпосылки к исследовательской деятельности, что важно при становлении личности будущих первоклассников и граждан своей страны, как успешных самостоятельных людей.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Данное занятие относится к образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы МДОАУ «ЦРР – детского сада №104м «Золотая рыбка» г.Орска.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
№ |
Организационно-методическая информация |
Содержание |
Примечание |
||||
1. |
Тема образовательной деятельности |
«Прогулка с Лунтиком» |
|
||||
2. |
Доминирующая образовательная область |
Познавательное развитие |
|
||||
2. |
Виды деятельности детей
|
Познавательно–исследовательская деятельность ( расширение опыта ориентировки в свойствах окружающего мира ( форма, цвет, размер) Коммуникативная деятельность («Взаимодействие детей и героя, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата») Игровая деятельность (прогулка с Лунтиком для поиска «Чудо - дерева») Музыкально - художественная (слушание музыки А.Филиппенко «Пляска с листочками»). Двигательная (танец с листочками, преодоление препятствия)
|
|
||||
3 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
|
|||||
3.1 |
Общепедагогические методы и приемы
|
Методы формирования сознания: Беседа о «чудо - дереве», о количестве предметов Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: Просьба о помощи, упражнение в построении мостика Методы стимулирования и мотивации деятельности: Наглядность, проблемная ситуация ( раскрытие замка), занимательные и игровые ситуации ( в течение всего занятия), ситуация успеха ( нашли «чудо – дерево»), сюрпризный моменты
|
|
||||
3.2 |
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности |
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру |
|
||||
3. |
Интеграция образовательных областей
|
Социально – коммуникативное: овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях. Художественно – эстетическое: освоение эмоционально-нравственной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления в процессе танца |
|
||||
4. |
Возрастная группа |
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
|
|
||||
5. |
Цель |
Формирование у детей умений и навыков ориентироваться в свойствах окружающего мира ( форма, цвет, размер).
|
|
||||
6. |
Задачи |
Планируемые результаты |
|
||||
6.1 |
Вызвать интерес детей к различиям окружающих предметов по цвету, размеру, форме |
Дети различают предметы окружающего мира по цвету , размеру, форме |
|
||||
6.2 |
Развивать осмысленное отношение к различиям окружающих предметов по цвету, размеру, форме |
Правильно могут определить предметы окружающего мира по цвету, форме и размеру |
|
||||
6.3 |
Закрепить понятия «цвет» (основные цвета), «размер» (большой- маленький, узкий- широкий), «форма» (треугольник, круг, квадрат) |
Дети знают основные цвета, могут различать предметы по размеру и форме |
|
||||
6.4 |
Сформировать умение определять форму, цвет, размер и отличать их друг от друга |
Умеет отличать предметы окружающего мира, может дать характеристику. |
|
||||
7. |
Возможные затруднения детей и способы их преодоления |
|
|||||
|
Затруднения |
Способы преодоления |
|
||||
ПРИМЕР |
Дети путают цвета и формы |
Работа с настольной игрой «Цвет и форма» Цель: научит ребенка различать основной спектр цветов и распознавать геометрические формы предметов |
|
||||
|
|
|
|||||
8. |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Материалы и оборудование: две голубые полоски разной ширины (ручеек и речка ), игрушки: Лунтик, набор строительного материала (кирпичики), макет дерева ( приложение1), макет забора, замок, набор геометрических фигур ( приложение 4) Музыкальный ряд: музыка А.Филиппенко «Пляска с листочками»
|
|
||||
9. |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
1. Обсуждение на утренних сборах о взаимопомощи, о понятии «дружба». 2. Беседа с детьми «Какие фигуры мы знаем?», рассматривание картинок «Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник», игровое упражнение «Отгадай фигуру на ощупь» 3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Замок» |
|
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ:
№ |
Этап |
Содержание |
Примечание |
|
I. |
Вводная часть |
|
||
1.1
|
Введение в тему |
Детей в группе встречает Лунтик, который нашел «чудо – дерево с заданиями, но выполнить сам не может, просит помощи у детей
|
|
|
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Необычное дерево с необычными «плодами-заданиями»
|
|
|
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Узнать основные цвета, геометрические фигуры, научиться различать предметы по размеру, чтобы помочь Лунтику выполнить задания
|
|
|
II. |
Основная часть: |
|
||
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Открытие замка ключом ( пальчиковая гимнастика) Угадывание геометрических фигур
|
|
|
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
Построение мостика, чтобы перейти через речку ( различение предметов по размеру) Задания с чудо-дерева: Апельсин (цвет, форма), яблоко (большое, маленькое)
|
|
|
2.3 |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Дидактические игры на подбор по цвету, форме, размеру |
|
|
III. |
Заключительная часть |
|
||
3.1 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Чем мы занимались? Кому мы помогали? Что мы должны были узнать, чтобы помочь Лунтику? Что мы для этого делали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? Что еще можно/нужно сделать? Что важное мы узнали для себя?
|
|
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ |
Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия |
Содержание |
Примечание |
I. |
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах |
||
1.1 |
Выставка |
Совместная творческая деятельность в изготовлении аппликации на тему «Домик для Лунтика» Организация выставки работ
|
|
1.2 |
|
|
|
II. |
Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности |
|
|
2.1 |
Ребенок сам |
Использует изученные цвета и формы в своих рисунках |
|
2.2 |
Ребенок по приглашению педагога |
Участвует в дидактических играх « Угадай фигуру», «Сложи узоры» |
|