Интеграция работы учителя-логопеда и музыкального руководителя как средство реализации ФГОС ДО
Интеграция работы учителя-логопеда
и музыкального руководителя
как средство реализации ФГОС ДО
Авторы: Митневская Наталья Николаевна
учитель-логопед
и Павлова Ирина Олеговна
Музыкальный руководитель
ГБОУ Школа №1265 ДО г. Москва
Внедрение ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием задачу переориентации образовательного процесса на личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа развития человека, а также требует от педагога учитывать индивидуальные потребности ребенка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти требования подталкивают нас, педагогов, к поиску новых эффективных методов и технологий для построения образовательного процесса.
Один из них - развитие интегрированных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Хорошие результаты дает логоритмика – сочетание работы логопеда и музыкального руководителя, как синтез слова, движения и музыки.
Речевая моторика развивается, опираясь на сохранные возможности ребенка. Так, детская реакция на музыку - движение. Оно может быть произвольным или осознанным. Но, так или иначе, движение оказывает положительное воздействие на детей, в том числе на детей с речевыми нарушениями.
Наша задача использовать это в образовательных целях и превратить стихийно- моторную реакцию в осмысленную.
Использование музыкального сопровождения при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания, координации движения, артикуляционной гимнастики, формирование фонематического восприятия дает возможность проводить коррекционную работу в непринужденной игровой форме и показывает высокие результаты.
Но при этом необходимо учитывать:
- структуру речевого нарушения
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности
- закреплять знания, умения и навыки , приобретенные на логопедических занятиях.
Представленное для ознакомления занятие ставит перед собой следующие задачи:
-развить фонематическое восприятие и фонематические представления;
- расширить лексический запас и грамматические категории;
- развить слуховое внимание и двигательную память;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и
музыкальным сопровождением;
- развить мелодико-интонационные и просодические компоненты,
творческую фантазию и воображение;
- формировать речевой выдох
Конспект логоритмического занятия
«Путешествие к бабушке в деревню»
1. «Автобус»
(1) Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
(2) И из окошечка глядим – все глядим!
(3) Глядим назад, глядим вперед – вот так вот, вот так вот
(4) Ну что ж автобус не везет – не везет?
(5) Колеса закружились – вот так вот, вот так вот
Вперед мы покатились – вот так вот!
(6) А щетки по стеклу шуршат – вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик
Все капельки смести хотят - вжик, вжик, вжик!
(7) И мы не просто так сидим – би, би, би, би, би, би
Мы громко-громко все гудим - би, би, би!
(8) Пускай автобус нас трясет – вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем все вперед – вот так вот!
(9) проигрыш
(10) Мы громко-громко все гудим - би, би, би!
1-Дети стоят
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него.
3 - оборачиваясь то влево, то вправо, смотрим из «окошечка».
4 - пожимаем плечами
5 - выполняем вращательные движения руками перед собой
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом («дворники»).
7 - крутим руль и « бибикаем»
8 - подпрыгиваем
9 - во время проигрыша можно бегать по комнате
10 – крутим руль и « бибикаем»
2 Логопед:
Вот мы и приехали, выходите, ребята.
Остановка в лесу.
Логопед:
В лес осенний на прогулку,
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья,
Нам, ребята, не найти.
Упражнение «Ветер» (равномерный выдох)
Дует, дует ветер ( дети пропевают мелодию звуком «у»,
одновременно качая руками вправо-влево.)
Он всех сильней на свете (дети пропевают мелодию звуком «а», одновременно качая поднятыми над головой руками)
Дерево качает («о» )
С листьями играет « шух-шух-шух» (одновременно вращая кистями, разводя руки в стороны)
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал. (Бегут на носочках, взмахивают руками)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной, (загибают пальчики на обеих руках на каждую строку)
Вот с березки золотой,
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (приседают)
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.( встают, кружатся)
К ночи ветер - ветерок
Рядом с листьями прилег. (приседают)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой. (загибают пальцы рук)
И последний лист с осинки,
Тихо дремлет на тропике. (лежа на ковре, расслабляются)
Музыкальный руководитель:
Все тихонечко встаем и на стульчики идем.
Ждут вас ложки расписные,
Посмотрите-ка, какие.
Кто же ложки нам принес?
Мы ответим на вопрос!
Упражнение «Белка»
По деревьям скок, скок, ТИ- ти- ти -ти та та (выстукивание ритмического рисунка ложкам
Да орешки щелк, щелк ТИ- ти- ти -ти та та
Кто же это? Отгадай! ТИ- ти- ти- ти та та
Это белка, так и знай! ТИ- ти- ти -ти та та
Посмотрите вы вперед, домик там, кто в нем живет?
Там живет веселый гном,
В гости мы к нему пойдем.
«Гном»
Под сосной – шалашик-домик, Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, В колокольчик позвоним, Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, А на нем дубовый стол, Рядом стул с высокой спинкой, На столе – тарелка с вилкой. А на ней блины лежат, Угощенье для ребят.
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блиночки мои. Ой блины , блины, блины, Ой, блиночки мои. |
Ребенок соединяет ладошки шалашиком. Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой . Ладони сложены ,затем, раскрыты.
Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу. Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки. Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки. Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони Складывают поочередно ладони друг на друга сначала снизу вверх, затем сверху вниз
|
Логопед: Дальше нам идти пора,
До свидания, гномик.
Через лес, через лужок,
К бабе Маше в домик.
(дети идут по залу)
Логопед : Посмотрите на небо, какие черные тучи собрались, вот- вот начнется дождь.
Игра «Тучки»
Дети делятся на 2 группы. Поют песенку.
Дети звенят колокольчиками, изображая капли дождя.
1 группа
Плаксы! Неряхи! Грязные рубахи!
Солнце вы закрыли,
Небо засорили,
Землю промочили,
Убирайся прочь!
2 группа Ответ туч поется тихо, жалобно
Что вы, ребята!
Мы не виноваты.
Нелегко на небе жить,
Как же не плакать,
Горьких слез не лить?
Одна команда поворачивается спиной к другой - «массаж»
Дождик, дождик, что ты льешь? (постукивание пальцами по спине)
Погулять нам не даешь?
Грянул гром, как из пушек, (поколачивание кулачками)
Будет праздник у лягушек (пощипывание)
(повторяется 2 раза)
Ребята, садитесь скорее на своих лошадок.
Но!
Едем, едем на лошадке
По дороге гладкой
Цок, Цок, цок - цокает наш язычок!
Тпрру-у-у! Остановились
Погладили лошадку
(пропевают)
Спасибо, лошадка, что нас покатала.
Музыкальный руководитель: А в деревне уж проснулся Кукарекша- петушок.
Кукарекша шел на реку,
Кукарекал «Ку-ка-ре-ку» ( синхронное поднятие рук и ног)
Шел на реку, на реку,
И кричал: «Ку-ка-ре-ку!»
Упражнение «Мать и дитя»
Кем кто становится?
Логопед:
Жил-был маленький щенок-
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
А взрослая …..(собака)
Жеребенок с каждым днем
Подрастая, стал … (конем)
Бык – могучий великан
В детстве был …(теленком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким (котенком).
А отважный петушок
Крохотным ….(цыпленком).
Музыкальный руководитель:
Бабушка соскучилась, приглашает в дом
Чай нам наливает, вареньем угощает.
Вареньице из вишен - вишневое варенье
Варенье из клубники - клубничное варенье
Варенье из малины - малиновое варенье.
(ПЕРЕЧИСЛЯЕМ ПО КОЛЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ)
Что это у бабушки?
(показывает спицы и клубок )
А мы в клубочек поиграем.
Ниточку мы размотаем.
Берется клубок шерсти. Каждый ребенок пропевает звук, одновременно разматывается клубок. У кого длиннее нитка, тот победил в игре - на самый длинный звук.
После игры дети собираются обратно в город.
Мы в автобусе сидим.
Литература:
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 352 с. – (Коррекционная педагогика.)
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 32 с.
Нищева Н.В, Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно-методичекое пособие. – СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с. + СД.
Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2012. – 272 с., ил.