Интегрированное и инклюзивное образование в условиях ДОУ
Интегрированное и инклюзивное образование в условиях ДОУ
Автор: Чуруксаева Лидия Георгиевна
МБДОУ детский сад №162 г. Иркутск
В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до интеграции.
На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже третье десятилетие в России реализуется образовательная интеграция.
Однако возможность обучения данной категории детей в массовой школе была определена следующими требованиями: сохранность интеллектуального развития, высокий уровень речевого развития.
Над проблемой интегрированного и инклюзивного образования работали и работают известные педагоги, психологи, дефектологи, сурдопедагоги. В конце ХХ, начале ХХI столетия специалисты института коррекционной педагогики разработали модели интеграции: временная, частичная, комбинированная и полная. Они же предложили требования к детям, которые могут обучаться в группе интегрированного обучения. По их мнению, дети должны иметь:
- высокий уровень общего и речевого развития.
- дети с лёгкой степенью тугоухости, владеющие речью.
- поздно оглохшие дети 3-4 лет, когда речь сформирована
- вне зависимости от степени снижения слуха при наличии у них речи.
В последнее время в центре внимания специалистов процесс инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который исключает всякую дискриминацию этих детей.
Развитие интегрированного и инклюзивного образования можно проследить на примере нашего детского сада. Над проблемой интегрированного и инклюзивного образования наш детский сад работает уже более 20 лет. В 1991 году на базе массового детского сада №162 были объединены четыре дошкольных образовательных учреждения: детский сад №162, детский дом для глухих детей №3, детский сад для глухих детей №87, детский сад для слабослышащих детей №121. Тем самым были созданы условия для интегрированного обучения. Общее педагогическое пространство, общие цели и задачи непроизвольно объединили как коллектив детей, так и коллектив педагогов и воспитателей. В это же время началась и целенаправленная работа по интегрированному обучению детей с нарушением слуха. Этому способствовало тесное сотрудничество с известным сурдопедагогом кандидатом педагогических наук Э.И.Леонгард.
Многие годы Эмилия Ивановна была научным руководителем дошкольных образовательных учреждений города Иркутска, которые участвовали в исследованиях и эксперименте по внедрению её метода, направленного на интегрированное воспитание и обучение неслышащих дошкольников.Благодаря её исследованиям, развёрнутым в 60-е годы ХХ столетия, идея совместного воспитания и обучения стала притворяться вжизнь. Э.И.Леонгард утверждает, что глухие и слабослышащие дети – это нормальные дети, которые могут развиваться по законам развития слышащего ребёнка. По мнению Эмилии Ивановны (на то время) посещение глухим ребёнком массового детского сада возможно при условии: систематических занятий родителей; раннего слухопротезирования; наличие у детей устной речи. Цель посещения массового детского сада – пребывание глухого ребёнка в нормальной речевой среде, общение с говорящими детьми.
Наш детский сад работал и работает по всем 4-м моделям интеграции. При формировании групп мы не предъявляем к детям высоких стандартов. В группу зачисляются дети не только с лёгкой степенью тугоухости, но и с тяжёлой степенью тугоухости, а также дети, имеющие сложные (комплексные) нарушения в развитии.
Практика работы нашего сада показывает, что эти дети, обучаясь в группах интегрированного и инклюзивного образования, становились более успешными в своем развитии, чем дети, обучающиеся в обычных коррекционных группах.
Инклюзивное образовательное пространство нашего детского сада основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. В саду имеются 4 группы для детей с нарушением слуха, 2 группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 7 групп здоровых детей – все эти группы участвуют в интегрированном образовании.
Для детей, которые по каким либо причинам не могут посещать инклюзивную или коррекционную группу в режиме полного дня, детский сад организовал консультативный пункт «Мы вместе». В детском саду организована служба комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включающую образовательно-просветительскую работу с родителями и психолого-педагогическое сопровождение семей.
Родители вместе с детьми посещают занятия, расширяют запас родительских компетенций, отмечая динамику развития ребёнка, получают консультации, рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения.
Для разностороннего развития детей в детском саду созданы соответствующие условия. Коррекционные классы оснащены современной аудио, видео аппаратурой, компьютерами и компьютерными программами. В группах имеется наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения безбарьерной среды, с учётом структуры нарушения в развитии (глухие, тугоухие, имплантированные дети), что соответствует принципу вариативной развивающей среды. В саду имеется тёмная сенсорная комната, кабинет психолога с материалами Марии Монтессори, слухоречевой кабинет, компьютерный класс, бассейн, музыкальный, физкультурный залы.
С детьми работают: учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по плаванию и физической культуре, музыкальный руководитель, детские врачи :сурдолог,психиатр, невропатолог (консультации по мере необходимости), педиатр.Все эти специалисты осуществляют медико-психолого-педагогическое сопровождение детей вовлечённых в инклюзивное образование, ведущую роль в котором осуществляет учитель-дефектолог.
Особое внимание в работе с детьми уделяется принципу индивидуального подхода. Дети с нарушением слуха по своему составу неоднородны – это глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Многие дети имеют сложные (комплексные) нарушения в развитии.
В последние годы появились дети в состоянии послекохлеарной имплантации.
Такие дети должны пройти сложный путь реабилитации, конечной целью, которого станет возможность слышать и понимать устную речь, а так же говорить и использовать её для общения.У детей с кохлеарными имплантами появилась возможность для спонтанного развития речи и собственной речи, поэтому для них особую актуальность приобретает наличие речевой среды, то есть пребывание в группе инклюзивного образования.
Важным условием успешного инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной деятельности ребёнка. Для этого в основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, с тяжёлыми нарушениями речи введены дополнительные программы, разработанные специалистами детского сада: авторская адаптационная программа оздоровления детей в условиях ДОУ. Социальная реабилитация и защита детей с нарушением слуха «Растим малышей здоровыми»; авторская комбинаторная программа слухоречевой реабилитации глухих дошкольников после кохлеарной имплантации с использованием верботонального метода в условиях интегрированной группы. «Слушаем, играем, говорим, поём» авторская адаптационная программа воспитания и обучения глухих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития «Надежда».
Специалистами детского сада обобщён богатый опыт работы с глухими, слабослышащими, и детьми, прошедшими кохлеарную имплантацию в условиях интегрированного обучения.
Работая над проблемой инклюзивного образования в детском саду коррекционного вида, мы видим, что ребёнок с особыми образовательными возможностями, может взаимодействовать со своими здоровыми сверстниками на правах «равных партнёров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы.
Опыт работы МБДОУ г.Иркутска детского сада компенсирующего вида №162 показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (по слуху) дошкольного возраста, обучающиеся совместно со своими здоровыми сверстниками, своевременно получившие качественную, коррекционно-педагогическую помощь, успешно учились и учатся в массовых школах, поступили и поступают в ВУЗы, где получили и получают самые разнообразные специальности. Они полностью социализированы и живут полноценной жизнью.
Практика нашего сада показывает, что за инклюзивным образованием в дошкольных учреждениях будущее, но вопрос об инклюзивном образовании – очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию, а при правильном воплощении является серьёзным шагом вперёд в обеспечении качества системы образования в интересах детей.
Литература:
1. Малофеев Н.Н. Инновационные тенденции развития образования в Российской Федерации. 2010г.
2. Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г.Развитие речи детей с нарушением слухав семье. 1991г.