Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Структурные компоненты мотивации личности к музыкальной деятельности

Дата публикации: 2023-11-07 13:25:02
Статью разместил(а):
Лободина Ирина Алексеевна

Структурные компоненты мотивации личности к музыкальной деятельности

Автор: Лободина Ирина Алексеевна

ГБПОУ г. Москвы «Академия джаза»

 

Одной из  самых главных особенностей человека  есть то, что он способен трудиться, а любой вид работы является деятельностью.  Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающей средой. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощении в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с  окружающей  реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направленная на достижение определенных результатов.

По определению А. Маклакова, побудительными причинами деятельности человека являются мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают активность субъекта и определяют направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность.

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность стойких мотивов, которые ориентируют деятельность личности относительно независимой от имеющейся ситуации. Направленность – это установки, которые стали свойствами личности и проявляются в таких формах, как тяга, желание, стремление, интерес, благосклонность к идеалу,  мировоззрение, убеждение. Причем в основе  всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

В психологической литературе есть много разных толкований понятия “мотивация”. Важным для понимания особенностей мотивации  музыкальной деятельности есть соотношения понятий “мотивация” и “мотив”. В некоторых концепциях мотивация рассматривается как более широкое понятие, в других – как  более узкое относительно понятие мотива. Многозначность понятия мотивации просматривается и в попытках  классификации мотивационных явлений.

Термин “мотивация” представляет собой более широкое понятие, чем термин “мотив”. Слово “мотивация” используется в современной психологии в двояком содержании: как система факторов, которые  детерминируют поведение (сюда входят, в частности, нужды, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, ее направленность и активность.

Мотивация в деятельности музыканта влияет на принятие решений и начинание деятельности, ее продолжение или прекращение, а также окончание. В психологии рассматриваются разные мотивы, но классификация их видов имеет условный характер.

В разнообразии важных видов мотивации следует принимать во внимание мотивацию внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимозависимые. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, нужд) приводит к изменению восприятия  субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предубежденно воспринимает и оценивает  ситуацию, исходя из актуальных интересов и нужд.

Внешняя мотивация – это “все те актуальные условия выполнения, которые являются внешними по отношению к переживаниям  исполнителем музыкального произведения как какого-либо содержания”. К такой мотивации относится, например, начинание действия или его продолжение для того, чтобы получить награды (например, положительную оценку слушателей и специалистов,  денежные премии, выделение среди других, дипломы) или избежать наказания (например, негативной оценки публики, музыкальных критиков и специалистов и т.п.); факторы, связанные с влиянием на музыканта акустических особенностей зала, в котором он  выступает, состав аудитории, качество инструмента и т.п.   

Для формирования музыкального (технического, художественного, артистического) мастерства (в конце концов, мастерства в любой  деятельности человека) очень важное значение имеют интересы (заинтересованности) личности. Но особую роль играют следующие мотивы.

1) Мотивы достижения успеха.

Эта  группа мотивов  детерминирует  стремление музыканта  к  успеху,  которым  является достижение  и  превосходство стандартов совершенства.  Она  связывается с  трактованием принятия решения  и  реализации действий как вызов. То,  что  запускает  в  ход  активность,  есть ощущения удовлетворения (сатисфакции). Иногда успехом является избежания поражения,  стремление  к  тому,  чтобы  не  быть  худшим,  не  быть  побежденным.  Подмечено,  что  люди с  сильной  мотивацией успеха чаще всего  берутся  за  выполнение задач  средней тяжести.  Такие  задачи  дают более всего  шансов  на  успех  -  не  будет  он  максимальным,  но  зато  более  надежным.  Люди с  низкой  мотивацией достижений, как правило,  берутся  за очень легкие  задачи, потому что  есть  большая  вероятность  их  выполнить,  а  это  гарантирует  успех,  которого  ожидают,  или  за очень  трудные.  В случае неудачи  они  не  будут  очень  переживать, потому что  не  очень  на  это  надеялись.  Однако, если  бы  удалось  реализовать  ту  задачу, будут иметь удовлетворение от успеха. Музыкант с такой  мотивацией  не  хочет  включать  в  свой  репертуар  технически  сложные  произведения.  Часто  его  удовлетворяет  не  столько  результат исполнения произведения,  сколько  сам  факт участия в  концерте.  Берясь  за очень  сложное  музыкальное  произведение,  исполнитель с  низкой  мотивацией  к  успеху  не  переживает  неудачи  (в  успех  сам  редко  верит), потому что  задача очень  сложная  и  это  понимает  не  только  сам  музыкант,  но  и  другие.  Такие  стремления  к  успеху  могут  проявляться в отборе репертуара,  и  принятии  решений  относительно  участия в  публичных  выступлениях. 

2) Мотивы, связанные с образом самого себя.

Они состоят в  стремлении  поддерживать (сохранять) получать ли чувство  собственной достоинчтва, доброй мысли о себе, удерживать и  повышать  самооценку.  Это  обусловливает  систематическую  и  напряженную  работу над  своим  мастерством,  выбор  и  исполнение  тех,  а  не  других музыкальных произведений и на таком уровне, который  обеспечил  бы  реализацию  “идеального  Я”.  Музыкант с  такой  мотивацией,  а  особенно  тот, музыкальные способности  которого  развитые  не на наивысшем уровне,  работает без  отдыха,  даже  до  состояния исчерпывания  своих физических сил,  отказываясь от  других  видов жизнедеятельности.  Кредо  такого  артиста  -  быть  наилучшим,  быть в  зените славы.  В случае угрозы для  собственной стоимости,  артист  отдает  все  свои силы без  остатка,  чтобы  удержать  эту  стоимость  или  ее  восстановить.   

Мотивация,  обусловленная  борьбой  за  собственную  стоимость,  зависит от  уровня самооценки  и  домогательств музыканта.  Адекватный  уровень самооценки и  домогательств  положительно влияет на  активизацию деятельности,  направленную  на  повышение уровня мастерства.  Неадекватные  же уровни,  а  особенно  завышенные,  могут  привести  к  ухудшению  межличностных  отношений с другими  музыкантами  и  даже  к конфликтным ситуациям.  Следует обратить внимание  на  такую  черту личности музыканта,  когда  артист,  оценка  которого  есть  признанной,  независимо от  того,  или  действительная  она,  или  добытая  незаслуженно  (что  случается  даже  на  международных  конкурсах),  относительно   редко  имеет  друзей  в  своем профессиональном окружении  и  сотрудничает с ними.  Он  практически  постоянно  находится в  напряжении,  вызванным  соперничеством.

3) Мотивы самореализации и саморазвития.

Сутью таких мотивов являются стремления  к  таким  действиям  и  деятельности,  которые  дают  шансы  на  творческое  развитие личности  и  ощущение реализации  собственных потенциальных возможностей.  Человек,  который  хочет  самореализации  сконцентрирован на цели,  способен  к  продолжительной активности,  направленной  на  ее  достижение.  У  такого  типа специалиста  мотивация  содействует  достижению высокого уровня  музыкально-исполнительского мастерства, которое нуждается в продолжительных упражнениях  и настойчивых тренировках  с  детства.

Мотивация самореализации  и  саморазвития, как  и  чувство  собственной оценки,  зависит от  уровня самооценки  и  намерений музыканта.  Перед  принятием решения о  музыкальной  карьере  каждый  музыкант прежде всего должен сформировать в себе адекватную (действительную)  самооценку  и  определить  сферу намерений с учетом собственных возможностей  (технических,  художественных,  артистичных,  физических).   

4)  Мотивы, связанные с поставленными задачами.

Для  музыканта  эта  мотивация,  обусловленная начертаниям жизненных задач  и  целей,  связанных  с  музыкальной  деятельностью,  музыкальной  карьерой.  Такая  мотивация  неотъемлемая от  планирования собственной жизни,  реализации очередных шагов-задач  на  пути  к  цели, с  оцениванием следствий  и  достижений  прежде начатых действий.   Различаются  конкретные  задачи,  направленные  на  достижения мастерства  и  такие,  которые  связаны со  стремлением  к преимуществу над  другими.  Задача,  направленная  на  достижение мастерства,  ориентируются  на  развитие, однако задача с  направленностью  на  исполнение  связывается со  сравнением себя с другими музыкантами,  своих  достижений с  достижением  других  исполнителей.  В  этом  случае  смысл  быть  лучшим от  других,  победа  вызывает  уовлетворение.  Смыслом задач с направленностью  на  развитие  являются  усилия,  творчество,  упорство,  а  удовлетворение  дает  толчок  к  овладению нового уровня мастерства.

 

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая  психология / Маклаков А.Г. – СПб. : Питер,  2002. – 578 с.

2. Шорохова Е.В. Психологические  проблемы социальной регуляции поведения / Е.В. Шорохова, М.И. Боблева. – М.:  Просвещение, 1976. – 104 с.

3. Белоус В.П. Мотивы музыкальной деятельности и их значение в формировании музиканта // Научный вест ник НМАУ им. П.И.  Чайковского. –  Вып. 37. – К.: НМАУ имени П.И. Чайковского, 2004. –  С.210 – 216.

 

.  .  .