Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ

Дата публикации: 2018-10-22 14:06:22
Статью разместил(а):
Северина Елена Сергеевна

Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ

Автор: Северина Елена Сергеевна

МБОУ «Центр образования № 35», г. Тула

 

Несомненно, что проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,  и достаточно сложна.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер и отношение к окружающим.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Именно здоровье сберегающие направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, помогает реализовать комплекс здоровье сберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Физкультурно-оздоровительные технологии – это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

Реализация этих технологий осуществляется руководителем по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы, которые включают в себя:

·        Утреннюю гимнастику,

·        Физкультурные занятия,

·        Динамические паузы: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

·        Соревнования;

·        Спортивные праздники и досуги;

·        Дни здоровья и т.д.

   Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день.

Выполнение физических упражнений с утра помогает решить несколько важных задач:

·        В краткосрочной перспективе – будит организм ребенка, переключает внимание на коллективный вид деятельности.

·        В долгосрочной перспективе – предотвращает появление плоскостопия, способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и прочее.

Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений с утра приучает детей к здоровому образу жизни, и в выходные они уже сами просят родителей сделать вместе с ними зарядку.

Физкультурное занятие проходит 3 раза в неделю в музыкальном зале. Младший возраст – 15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием помещение хорошо проветривается.

Согласно принципу интеграции, необходимо отметить, что физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физкультурных занятий и спортивных игр, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики и конструирования.

Динамические паузы проводятся во время занятий (2-5 мин.), по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.  Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, посвященные 23 февраля и Дню защиты детей (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в неделю в каждой возрастной группе), «День здоровья» (ежеквартально).

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, в нашем дошкольном учреждении разработана система мероприятий, к которым относятся: 

  • Общий информационный стенд для родителей и уголки здоровья в каждой возрастной группе,  которые освещают  вопросы о здоровом образе жизни, рекомендуют комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; и т.д.
  • Информационные стенды медицинского работника о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники Дни здоровья и т.д.);
  • Консультации и беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения;
  • Личный пример педагогов ДОУ.

Также необходимо отметить, что исходным звеном работы с детьми по здоровье сберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями. 

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию. 

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Поскольку, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

 

Использованная литература:

1. Аманова О. Н., Храмкова В. Ф. Система здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 16–20.

2. Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

3. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду // Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – Москва 2015.

.  .  .