Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование дидактического пособия "Спектра" в работе с дошкольниками

Дата публикации: 2017-11-05 21:34:06
Статью разместил(а):
Кудашова Светлана Николаевна

Семинар -практикум для педагогов

"Использование дидактического пособия "Спектра"

в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в соответствии с ФГОС ДО"

Автор: Кудашова Светлана Николаевна

.

Основным методом развития математических способностей детей является организация интеллектуально-познавательной деятельности.     Именно дидактические, интеллектуальные, развивающие игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Дети дошкольного возраста лучше всего понимают и запоминают то, что «открыли» сами в деятельности, в игре, ощутили своими руками. Способности к обучению развиваются быстрее, если дети работают самостоятельно, с помощью собственных действий приходят к новым результатам, приобретают новые умения.

Приятная фактура настоящего дерева, яркая окраска пособий сразу привлекают к себе внимание не только детей, но и взрослых. Всем хочется рассмотреть, познакомиться поближе, поиграть с материалом. Стало понятным, что данные пособия помогут разнообразить деятельность детей на занятиях, сделают процесс формирования универсальных учебных действий живым, увлекательным. Вокруг ребёнка создаётся творческая атмосфера, которая помогает создать внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперёд, достичь таких личностных результатов, как познавательный интерес к науке (мотивы).

Пособия позволяют легко осваивать материал, без особого напряжения, усталости. Это очень важно для дошкольников, так как они быстро утомляются, им сложно концентрировать своё внимание, овладевать учебным материалом. Дидактические пособия «Спектра» помогают развивать тактильные центры, благотворно влияют на зрение, так как они крупные и красочные. Работа с пособиями позволяет детям чаще двигаться на уроке, а педагогу позволяет построить занятие так, чтобы он был динамичным и интересным, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье детей. Важно для дошкольников в учебном процессе использовать пособия Спектра, так как они помогают реализовать возможности:

- сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;

- повысить эффективность учебной деятельности дошкольников;

- повысить интенсивность занятия и ввести элемент игры;

- организовать динамическую паузу;

- развивать мышление, речь, творческие способности;

- широко использовать деятельностный метод обучения, когда каждый ребенок получает знания самостоятельно;

Хочу поделиться опытом своей работы по использованию таких пособий, как Палитра, Бусы, Кораблики, Математические пирамиды.

Развивающе-обучающая игра «Палитра».

Цель: закрепление изученных знаний.

Описание. Палитра представляет собой индивидуальное раздаточное пособие. Это Круглая деревянная доска и 7 пар “красок” разной формы: обычные и с дырочками. Раздается палитра каждому ребенку. В комплект так же входит набор тематическихк карточек.

Универсальное пособие для самостоятельной работы детей с последующей самопроверкой. «Палитра» представляет собой деревянную основу с углублениями, на которую кладется карточка с заданиями. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом, чтобы она точно попала в пазы. Иначе решение при проверке окажется неверным.

Учитель должен дать четкую установку детям: Не переворачивать карточку без разрешения. Если ребенок не уяснил это, то работа данным пособием смысла не имеет. Затем все “краски” выкладываются на парту. (Можно оставить их и на палитре, но тогда, особенно в начале работы, может возникнуть путаница). При регулярной работе с палитрой дети начинают автоматически выполнять данные операции.  При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Набор карточек систематизирован по темам и разным уровням.

Математические пирамиды - это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. В серию «От 1 до 10» входят две пирамиды для тренировки сложения и вычитания в пределах 10. Каждая  пирамида  "посвящена"  определенному  действию .   треугольников,  которые  надо  собирать  определенным  образом,  Суть довольна проста - решаешь пример на одном треугольнике и подбираешь ответ на другом. Чтобы собрать все карточки в «пирамиду», нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание) в пределах первого десятка.

Проблема мотивации уже решена – ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета. В качестве "подсказок" выступает цвет - к заданию с зеленой полоской надо подбирать ответ такого же цвета, и так далее. По краям пирамида ограничена широкими полосами, что тоже ориентир, и в каждом углу нарисован котик.

Математические бусы

Бусы используются на различных этапах , в зависимости от поставленных задач, поэтому количество упражнений определяет  воспитатель.

 Бусы от 1 до 10 можно использовать при формировании:

•    понятия числа и развития вычислительных навыков;

•    навыков прямого и обратного счета в пределах 10;

•    знания числовой последовательности и порядкового счета;

•    умения сравнивать количество объектов и числа;

•    знаний о составе чисел первого десятка;

•    отношений «больше на…», «меньше на…».

Виды заданий:

•    пересчёт бусин на веревочке (далее это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами);

•    показать состав числа 2 (3, 4 ....10);

•    к 1 бусине добавить еще 1 бусину, еще 1 и т. д;

•    показать 4-ю бусину слева, 7-ю бусину справа (бусы лежат на парте горизонтально). 3-ю после 4-й бусины;

•    показать 3 красных бусины, а синих - на одну больше и др.

Можно предложить следующие задания на формирование вычислительных навыков:

- Присчитывай по 2, по 3.

- Отложи 4 бусинки. Сколько бусинок надо добавить, чтобы стало 9?

- Найди значение выражений и проверь свои ответы на математических бусах.

1 + 1 + 3 + 2 =

3 + 1 + 1 + 1 =

 Возможности бус не ограничиваются математическими упражнениями, их можно использовать для развития мелких мышц пальцев и рук, а также для релаксации.

Упражнения для пальчиков:

    положить бусы на стол, пересчитывать бусины синие - правой рукой, красные - левой одновременно указательными пальцами, затем средними и т.д.;

    левой рукой бусы держать навесу, правой передвигать бусины по веревочке, и наоборот;

    взять бусы так, чтобы бусины были между ладоням, потереть ладошки.

Упражнение для релаксации:

Ребенок сидит, отклонившись на спинку стула, перебирает бусины одной рукой, потом другой, затем обеими ("эффект четок").

Примеры задач:

- Ежик нашел три грибочка, два яблочка и одну грушу. Сколько всего припасов он понес в норку? (бусы над головой).

- На ветке сидели четыре синицы и два снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке? (руки с бусами вправо).

- Маша съела семь конфет, а Миша на две конфеты меньше. Сколько конфет съел Миша? (руки с бусами влево).

- На клумбе росло десять роз, шесть срезали. Сколько роз осталось на клумбе? (руки с бусами вниз).

Физкультминутка. Дети встают из-за столов, все движения не глядя на бусы, ответы хором. Учитель дает задание, выполняя которое дети совмещают прием вычисления с бусами и отдых.   .

Математические кораблики

Деревянная основа с двумя рядами фишек: с одной стороны красного, а с другой  синего цвета. На обороте деревянной основы имеются цифры. Вводятся понятия:  «математические кораблики», «кораблик», «фишка», цвет, ряд чисел (с изнаночной стороны),  «ящик-пенал»,в котором хранятся «кораблики».

Математические кораблики можно использовать при формировании:

•    понятия числа и развития вычислительных навыков;

•    навыков прямого и обратного счета в пределах 20;

•    знания числовой последовательности и порядкового счета;

•    знаний о составе чисел первого и второго десятков;

•    отношений «больше на…», «меньше на…»;

•    о свойствах сложения и нахождения неизвестных компонентов,;

Счетный материал «Математические кораблики» удобно использовать совместно с демонстрационным магнитным плакатом и альбомом заданий для индивидуальной и групповой работы, а также в комплекте с математическими бусами. Работа с математическими корабликами помогает изучить числовой ряд в пределах 20, изучить и закрепить состав чисел до 20, научиться выполнять действия сложения и вычитания в пределах 20. Это пособие способствует плавному переходу учащихся от использования конкретно-действенного мышления к абстрактному, позволяет развивать у детей умение видеть закономерности, решать ряд логических задач.

1.     Виды заданий:

•    пересчитать фишки в 1 кораблике, в двух корабликах и т.д. Обратный счет;

•    к 1 красной фишке добавить 1 синюю фишку, еще 1 и т.д.;

•    знакомство с цифрой и числом: к 3-м фишкам добавить 1. Сколько фишек стало? Какой цифрой обозначим? Какое это число?(4);

•    определить состав числа. Показать состав числа 2 (3, 4 ....10);

•    в 2-х корабликах, стоящих в ряд, выложить 10 фишек красного цвета. Показать 6 -ю фишку слева, изменив ее цвет, 7-ю фишку справа , 3-ю после 4-й фишки и т.д.;

•    показать 2 красных фишки, а синих на одну больше;

•    выложить 3 синих фишки, столько же красных;

2.     Моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2, используя «Математические кораблики».

– Положите перед собой «Математические кораблики» (на доске демонстрационный магнитный плакат).

– Возьмите 6 фишек, уменьшите на 2.– Сколько получилось?

– Возьмите 8 фишек, увеличьте на 2

– Возьмите 5 фишек, увеличьте на 2

– Возьмите 3 фишки, уменьшите на 2

– Возьмите 4 фишки, уменьшите на 2

3.     Решение примеров с переходом через разряд:

 Например, 7+4. Детям предлагается выложить 7 фишек красного цвета (в двух корабликах), в 3-м – 4 синих. Затем дети дополняют 2-й кораблик (до 10) синими фишками и , видят, что в 3-м кораблике осталась одна фишка. Опираясь на свои знания: прибавить 1, значит назвать следующее при счете число, т.е. 11 или 10 и 1, получится 11.

4.     Выводим математические правила (перестановка слагаемых).  

Дети выставляют на 1-ом кораблике 5 красных фишек и 5 синих фишек на втором Сколько всего фишек? (10), меняем кораблики местами. Сколько всего фишек? (10) Что заметили? (умение оперировать математическими терминами, делать выводы);

Возможности корабликов не ограничиваются математическими упражнениями, их можно использовать для развития внимания и логики.

Различные упражнения и игры представлены в методических рекомендациях к корабликам.

Упражнения на внимание:

•    На магнитном плакате выставить фишки, например, 3 красных и 1 синюю. Детям показать в течение 30 секунд, затем закрыть и попросить, выложить такие же фишки в индивидуальных корабликах и в том же порядке.

•    На магнитном плакате выставлены фишки с числами. Порядок чисел нарушен. Восстановить порядок чисел.

•    На магнитном плакате несколько фишек с числами отсутствуют или стоят изнаночной стороной. Определить, какое число потерялось?

Упражнения на ориентирование в пространстве:

•    на листе тетради поставить в верхний левый угол синюю фишку, в правый – красную, в нижний правый угол – красную, в центре – синюю, справа красную и т.д.;

•    выложить из фишек треугольник, четырехугольник. Сколько фишек потребовалось?;

•    выдаем тетрадный лист и кораблики, расставляем кораблики по углам. Какая фигура получилась? Затем диктуем алгоритм, с целью проверки абстрактного мышления: переставьте фишки так, чтобы получился треугольник (просматриваются все варианты предложенные детьми);

•     возьми кораблик и поставь в верхний левый угол и т.д.;

•    потрясите 5 фишек в руке и бросьте на лист – сколько красных, синих?;

Так же дети задают задания друг другу.

Работа с оборудованием "Спектра" даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу формирования универсальных учебных действий у детей. Оборудование "Спектра" можно использовать, как для индивидуальной работы ребёнка, так и при работе в парах и группах. Это позволяет, в свою очередь, формировать коммуникативные учебные действия. С помощью пособий у учащихся формируются такие регулятивные учебные действия как контроль, оценка, саморегуляция.

.  .  .