Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Здоровьесбережение дошкольников при помощи игр и игровых упражнений

Дата публикации: 2018-01-20 18:08:28
Статью разместил(а):
Егорова Татьяна Валентиновна

Здоровьесбережение дошкольников при помощи игр и игровых упражнений

Автор: Егорова Татьяна Валентиновна

МБДОУ «Детский сад № 7», г. Кашира

 

1.   Технологии сохранения и стимулирования здоровья 

Динамические паузы.  Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики  

Утром гномы в лес пошли,  (шаг на месте)

По дороге гриб нашли,  (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три!   (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали,  (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали.  (Руки к щекам и покачать головой)

Побежали, заспешили   (бег на месте)

И грибы все уронили!                                                                          (присесть)

 

Релаксация. 

Упражнения на расслабление мышц лица: «Злюка успокоилась".      

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы.  Рычать что есть сил.

Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться,

 улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон".   

Представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.  Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.

Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю -

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Сок лимонный выпиваю. 

Гимнастика пальчиковая. 

 «Много мебели в квартире»

/развитие тонкой моторики, координации речи с движением/

 

Раз, два, три, четыре,                    

Много мебели в квартире.  Сжимают и разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,                          

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.  Попеременно стучат кулачками. 

Много мебели в квартире. 

 

МОРЕ

Для развития крупной моторики. Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. 

На море плещутся волны:

1) маленькие   Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует маленькую волну

2) и большие. Вот такие!  Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну.

3) По волнам плывут дельфины:

мама и папа.    движения волнообразные движения вперед.  

4) Один нырнул, а другой    Синхронные волнообразные движения вперед.

    вынырнул, вот так.                    

5) За ними плывут их дельфинята, Кисти и пальцы выполняют     синхронные волнообразные движения вперед.

     вот такие!                                  

6) Один нырнул, а другой            

    вынырнул,  Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

7) Вот плывут их хвостики,   пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения;

    вот один плавник,                      

    вот другой плавник.                    

8) А навстречу дельфинам             большие пальцы каждой руки зажимают согнутые  указательные и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.

плывут змейки, вот одна 

змейка, а вот другая.                     

9) а со дна морского всплывают    Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно

    медузы и осьминоги, вот так.    сжаты в кулак. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.

10) Ну-ка показали все ножки-      Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук

     осьминожки.   опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.

11) И все вместе танцуют и   Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти

    смеются. Вот так!   смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

Гимнастика для глаз. 

Радуга

Глазки у ребят устали.  (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,  (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.  (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,  (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,    (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись      (Зажмурить глаза, открыть и поморгать)

 

Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. 

Дыхательное упражнение «Ветер»

 

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…    Выдох спокойный, ненапряженный.

                                              

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…     Активный выдох.

 

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а….

Рябиновый – и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

 

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: 

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Вежливые слова 

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.  

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Самомассаж.  выполнить самомассаж мячом-ежиком.  

Ёжик-чудачок:

 Хитрый ежик-чудачок

 Сшил забавный пиджачок:   (ребенок катает мячик–ежик ладонями)

 Сто иголок на груди,                 

 Сто булавок позади.                

 Ходит еж в лесу по травке,

 Натыкает на булавки        (ребенок катает мячик-ежик стопой)

 Грушу, сливу  – всякий плод,

 Что под деревом найдет.     (ребенок сжимает мячик–ежик ладонями)

 И с подарочком богатым        

 Возвращается к ребятам.       

 

Массаж тела и лица:

Спинка, спинка.    Закинуть руки за шею и помассировать   спину. 

Потолок.       Пальцами помассировать голову.

Электрический звонок.         Нажать указательным пальцем на кончик носа.

- Хозяин дома?            Указательными пальцами потереть крылья носа.

- Дома!

- Гармонь готова?       Ладонями растереть уши.

- Готова!

- Можно поиграть?      Погладить шею.

- Да!

Ладонями погладить грудь, живот, ноги.

3.Коррекционные технологии 

Технологии воздействия цветом.  Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе.

Психогимнастика.  Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Подвижная игра на преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания и памяти:«Расставь и собери посты» 

 

Музыкальные игры:

«Мы веселые мартышки»

«Автобус»

«Пальчики»

«Паучок»

«Сороконожка»

Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

.  .  .