Здоровьесбережение дошкольников при помощи игр и игровых упражнений
Здоровьесбережение дошкольников при помощи игр и игровых упражнений
Автор: Егорова Татьяна Валентиновна
МБДОУ «Детский сад № 7», г. Кашира
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики
Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)
По дороге гриб нашли, (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (Руки к щекам и покачать головой)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Релаксация.
Упражнения на расслабление мышц лица: «Злюка успокоилась".
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил.
Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться,
улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон".
Представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.
Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю -
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Сок лимонный выпиваю.
Гимнастика пальчиковая.
«Много мебели в квартире»
/развитие тонкой моторики, координации речи с движением/
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно стучат кулачками.
Много мебели в квартире.
МОРЕ
Для развития крупной моторики. Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.
На море плещутся волны:
1) маленькие Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует маленькую волну
2) и большие. Вот такие! Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну.
3) По волнам плывут дельфины:
мама и папа. движения волнообразные движения вперед.
4) Один нырнул, а другой Синхронные волнообразные движения вперед.
вынырнул, вот так.
5) За ними плывут их дельфинята, Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.
вот такие!
6) Один нырнул, а другой
вынырнул, Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.
7) Вот плывут их хвостики, пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения;
вот один плавник,
вот другой плавник.
8) А навстречу дельфинам большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательные и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.
плывут змейки, вот одна
змейка, а вот другая.
9) а со дна морского всплывают Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно
медузы и осьминоги, вот так. сжаты в кулак. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.
10) Ну-ка показали все ножки- Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук
осьминожки. опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.
11) И все вместе танцуют и Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти
смеются. Вот так! смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.
Гимнастика для глаз.
Радуга
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись (Зажмурить глаза, открыть и поморгать)
Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Дыхательное упражнение «Ветер»
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф… Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а….
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Самомассаж. выполнить самомассаж мячом-ежиком.
Ёжик-чудачок:
Хитрый ежик-чудачок
Сшил забавный пиджачок: (ребенок катает мячик–ежик ладонями)
Сто иголок на груди,
Сто булавок позади.
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки (ребенок катает мячик-ежик стопой)
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет. (ребенок сжимает мячик–ежик ладонями)
И с подарочком богатым
Возвращается к ребятам.
Массаж тела и лица:
Спинка, спинка. Закинуть руки за шею и помассировать спину.
Потолок. Пальцами помассировать голову.
Электрический звонок. Нажать указательным пальцем на кончик носа.
- Хозяин дома? Указательными пальцами потереть крылья носа.
- Дома!
- Гармонь готова? Ладонями растереть уши.
- Готова!
- Можно поиграть? Погладить шею.
- Да!
Ладонями погладить грудь, живот, ноги.
3.Коррекционные технологии
Технологии воздействия цветом. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе.
Психогимнастика. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Подвижная игра на преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания и памяти:«Расставь и собери посты»
Музыкальные игры:
«Мы веселые мартышки»
«Автобус»
«Пальчики»
«Паучок»
«Сороконожка»
Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.