Будь здоров, малыш (профилактика нарушений осанки дошкольников)
Будь здоров, малыш
(профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада)
Автор: Яковлева Татьяна Васильевна
инструктор по физической культуре МБДОУ «ЦРР – детский сад №178», г.Чебоксары
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать корпус и голову. У обладающего правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленях и суставах выпрямлены.
К основным причинам нарушения осанки специалисты относят:
- наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы;
- врожденные пороки и родовые травмы;
- перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;
- неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна;
- нерациональное питание;
- недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом;
- гипокинезия – недостаток физической активности;
- подавленное состояние психики.
В нашем детском саду все сотрудники стараются создать комфортные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм воспитанников. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим. При моделировании двигательного режима в условиях ДОУ учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:
- оздоровительная направленность;
- доступность;
- повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.
Каждый блок данной модели необходим в работе с детьми при формировании правильной осанки:
- Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию в гимнастическом зале и бассейне;
- Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетно-игровая);
- Гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (спортивные, подвижные, народные игры; спортивные упражнения, дифференцированные игры);
- Активный отдых (неделя здоровья, физкультурные досуги и праздники в помещении и на воздухе, спартакиады – зимняя, летняя; эстафеты, игры-соревнования);
- Закаливающие мероприятия (игры и физические упражнения на воздухе, босохождение по массажным дорожкам после сна; сухое обтирание;);
- Оздоровительные мероприятия (фитотерапия, точечный массаж, самомассаж, упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика; сухой бассейн);
- Эмоционально-стимулирующие упражнения (упражнения на релаксацию, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика и пр.);
- Совместные мероприятии с родителями (индивидуальные беседы, консультации, круглые столы, агитационный материал, дни открытых дверей, мастер-классы, совместные спортивные праздники и развлечения, совместные походы);
- Дополнительные образовательные услуги (спортивный кружок «Юный гимнаст»; музыкально-хореографическая студия «Вальс»; кружок «Очумелые ручки» – развитие мелкой моторики).
Все выше перечисленные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- формирование правильной осанки;
- развитие двигательной активности дошкольников;
- выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных особенностей (ловкость, быстрота, выносливость);
- развитие силовой выносливости мышц.
Серьезной составляющей работы с дошкольниками являются мероприятия, так называемые «уроки здоровья». Во время этих занятий дети получают первоначальные представления о своем теле, культурно-гигиенических навыках, профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенство.
Немаловажный вопрос, который мы поставили перед собой, как правильно проводить работу по профилактике нарушений осанки детей в ДОУ, чтобы эта деятельность не носила бессистемный характер и осуществлялась всеми специалистами ДОУ.
В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений.
1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.
2. Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.
Изучив литературу по данной проблеме, нами был сделан следующий вывод: упражнения, направленные на развитие силовой выносливости мышц туловища, не оказывают решающего влияния на состояние осанки, поэтому мы в своей работе в системе стали использовать комплексы упражнений, направленные на выработку ощущений правильного положения тела в пространстве, и комплексы общеразвивающих упражнений, как средство профилактики нарушений осанки.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
1. Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз «нарушает» осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
2. Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
3. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
4. Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Мы убеждены, что проблема профилактики нарушений осанки детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.
Литература:
1. Барышева О. Правильная осанка – залог успеха в жизни. М.,2000.
2. Волков П.И др. Новые направления лечебно-оздоровительной работы в ДОУ. Здоровье дошкольника, №3, 2008.
3. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. М., 2003.
4. Пенькова И. Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию. Дошкольное воспитание, №9, 2010.
5. Степаненкова Э. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001.